студия архитектуры и дизайна интерьеров
Классицизм
Классицизм (от лат. сlassicus – порядок, образцовый, норма.) – это строгий и рациональный стиль в европейской культуре 18 -19 вв., главной чертой которого было заимствование, подражание и копирование черт, форм и образов, характерных периоду Античности как идеального эстетического эталона того времени.
Предпосылки классицизма зародились во 2-й половине 16 в. в Италии на исходе эпохи Возрождения. На протяжении 17 в. классицизм развивался, взаимодействуя и дискутируя с барокко. Только в 18-ом, начале 19-го столетия классицизм становится целостной стилевой системой в общеевропейском прочтении. Этот стиль стал господствующим практически везде от Сибири до Нью-Йорка и в значительной степени сформировал исторический облик большинства европейских городов.
Классицизм постоянно заимствует формы из античной архитектуры и, развиваясь, повторяет не только ее отдельные мотивы и элементы, а и на глубинном уровне стремится постичь закономерности и сущности античной архитектуры. К средине 19 в. классицизм постепенно потерял положение ведущего направления в архитектуре. Он стал скорее псевдоисторическим стилем, имитирующим Античность. Отголоски этого периода развития зодчества проявились в неоклассицизме 20-го в. (30-50 гг.). В целом все современные интерьеры, претендующие называться классическими, вернее было бы называть неоклассическими и потому псевдоисторическими.
Главной чертой архитектуры классицизма становится ордер. Это - тип целостной архитектурной композиции, основанный на художественной реализации в античные времена стоечно-балочной организации здания. Ордер имеет установленный состав, взаиморасположение и форму элементов: стереобат, колонна (база, ствол, капитель), антаблемент (архитрав, фриз, карниз). Во времена классицизма формы и пропорции ордера начинают больше напоминать эпоху античности, чем в архитектуре предыдущих веков. Объемы строений формируют симметрично-осевые композиции, стены – ровные поверхности для организации этих объемов, сдержанный архитектурный декор не "прячет" общей структуры здания, а наоборот, лишь поддерживает и подчеркивает ее внутренние мотивы. Часто архитекторы придерживались полного отказа от деталей, лишённых конструктивной функции.
Классицизму в интерьерах свойственны прозрачность и четкость организации и структурирования внутреннего пространства.
Сдержанная ровная поверхность стен окрашивалась в пастельные тона или обтягивалась тканью мягких цветов. Распространилась монументально-декоративная живопись с перспективным эффектом, в то же время в классических интерьерах принципиально разделены иллюзорное и реальное пространства (то есть изображения, содержащие иллюзию объема, ни в коей мере не переносили эту иллюзию в интерьер, а утверждали поверхности этого интерьера). В оформлении интерьеров применялись те же элементы античной архитектуры, что и на фасадах (колонны, полуколонны, пилястры, карнизы, фризы и т.п.), организация декоров исходила из структуры ордера. В формах предметов, в частности - каминов, порталов господствовали гармоничность и ясность пропорций, спокойное равновесие частей. Предпочтение при этом отдавалось прямым линиям. Мебель носила в себе те же элементы, но в большей степени проявляла индивидуальность мастера-мебельщика и поэтому не была слишком «канонизированной». Применялись сложные портьеры и драпировки на окнах из атласа, парчи, шелка, хлопка.